Профессиональное становление студентов специальности

    44.02.03 Педагогика дополнительного образования

    Дополнительное образование занимает важное место в системе непрерывного образования и структуре образования в России. В настоящее время дополнительное образование детей и взрослых в России рассматривается как уникальный феномен системы образования, как единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности за пределами образовательных стандартов, основное предназначение, которого удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей обучающихся.
    В колледже выстроена система подготовки педагогов дополнительного образования в соответствии с ФГОС СПО. В соответствии с ФГОС обязательная часть профессионального учебного цикла ОПОП СПО - ППССЗ углубленной подготовки предусматривает изучение дисциплин общегуманитарного, социально - экономического, математического, естественнонаучного и профессионального учебных циклов.
    Современный педагог дополнительного образования - специалист, владеющий педагогикой дополнительного образования, реализующий программы дополнительного образования детей, способный находить и осваивать новые знания, идеи, пути их продуктивного применения, проектировать и моделировать собственную деятельность и деятельность детей.
    В ходе обучения педагоги дополнительного образования осваивают следующие виды деятельности:
    - преподавание в одной из областей дополнительного образования детей;
    - организация досуговых мероприятий, конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок;
    - методическое обеспечение образовательного процесса.
    Педагог дополнительного образования с физкультурно-оздоровительной областью деятельности может планировать, организовывать и проводить соревнования и другие физкультурно - оздоровительные мероприятия. Таким образом, педагогу необходимо уметь разрабатывать положения соревнований, судейскую документацию, составлять протоколы для соревнований, сценарии физкультурных мероприятий, составлять комплексы упражнений и описывать их текстовыми и графическими способами.
    Знания теории и практики оздоровительной и спортивной аэробики, фитнес-аэробики - позволят использовать данный вид спортивной деятельности не только как одно из средств физического и психического развития обучающихся, но и как активный ресурс в формировании общей культуры личности обучающегося.
    Педагог дополнительного образования – это педагогический работник, основная цель вида профессиональной деятельности которого включает:
    - организацию деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций;
    - создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации;
    - обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ (технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической, естественнонаучной направленности).
    В соответствии с требованиями чемпионатов WorldSkillsRussia (WSR) «Молодые профессионалы» и в целях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий (интерактивные лекции, дискуссии, диспуты, дебаты, ролевые и деловые игры, игровое проектирование, защиты проектов, творческих работ, малые научно-практические конференции, создание презентаций на основе современных мультимедийных средств и др.).
    В современной ситуации развития системы дополнительного образования существует устойчивая тенденция распространении идей и практики тьюторского сопровождения как особой педагогической деятельности по сопровождению формирования и реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП). На специальности изучается междисциплионарный курс «Технология тьюторского сопровождения в дополнительном образовании», что позволяет формировать у студентов профессиональные особенности тьютора. Тьютор – в дословном переводе «tutor» – это сопровождающий. Исходя из чего, цель представляется, как помощь сопровождаемому в разработке индивидуальных образовательных программ и жизненных стратегий.
    Освоение проектных технологий студентами позволит им управлять процессами разработки и внедрения социально-педагогических проектов, исходя из проблем детей, подростков, молодёжи, местного социума.
    В связи с информатизацией всех процессов в школе и дополнительном образовании к педагогам дополнительного образования предъявляются требования к квалифицированному использованию современных средств ИКТ при решении профессиональных задач.
    Во время педагогической практики проявляются все умения и профессиональные компетенции студентов, и появляется возможность оценить профессиональные умения студентов и проанализировать недостатки.
    Одним из ведущих факторов, влияющих на результативность учебного процесса, является не столько желание администрации учреждения и ее обоснованная управленческая деятельность, сколько педагогически грамотная, слаженная и целенаправленная работа педагогического коллектива, каждый член которого осознает свое профессиональное мастерство и, как следствие, свой профессиональный долг.